Плакаты Великой Отечественной войны

«Плакаты Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. К 75-летию Великой Победы». На выставке представлено около 30 экспонатов из фондов музея, отражающих одно из самых ярких и самобытных явлений художественной культуры XX века.

Выразительность и яркость образа, убедительность и четкость идейного содержания, сила эмоционального заряда — эти качества сделали советские плакаты одним из самых эффективных средств пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны. Они вдохновляли людей на борьбу с врагом, призывали на ратные и трудовые подвиги. Вызывали ненависть к врагу и пробуждали любовь к Родине. Плакаты военного времени — это не только оригинальные художественные произведения, но и подлинно исторические документы. Документы которые наглядно иллюстрируют историю Великой Отечественной войны.

Дни работы: ПН, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС.
Ждём вас с 10:00

10:00 - 18:00 - понедельник, среда, четверг
10:00 - 19:00 - пятница, суббота, воскресенье

Выходной – вторник, санитарный день – последний четверг месяца

Вход по 176 человек за один сеанс

В числе первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов уже на второй день войны, 24 июня 1941 года, были листы художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» и «Наполеон потерпел поражение - то же будет и с зазнавшимся Гитлером». Один из плакатов обыгрывал в жанре карикатуры вероломство Адольфа Гитлера, нарушившего пакт о ненападении между СССР и Германией, другой - сравнивал замахнувшегося на мировое господство фюрера с французским императором Наполеоном Бонапартом, потерпевшим поражение от русских войск в 1812 году. Смешное и жалкое положение Гитлера на плакатах должно было успокоить встревоженных внезапным началом войны советских людей и убедить их в способности Красной Армии справиться с наступлением фашистских войск/

Знаковой работой стал лист И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», основу художественной композиции которого составил собирательный образ матери, призывавшей на борьбу с врагом своих сыновей. Священный и близкий каждому человеку женский образ аллегорически изображал на плакате Родину и объединял в себе личное с общественным, судьбу одного человека с судьбой целого народа.

С началом 1942 года в плакатах получила развитие тема страданий простых людей, оказавшихся в ходе боевых действий на оккупированной врагом территории. Основной мотив темы - бедственное положение женщин и детей - получил яркое воплощение в работе художника В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».

Тогда же в призывах плакатов начала звучать тема мести. Сдержанность, характерная для лозунгов первых месяцев войны, довольно быстро сменилась резкостью и даже жестокостью. Лист художника А.Г. Ситтаро буквально кричал о возмездии - «Кровь за кровь! Смерть за смерть!»

В плакатах 1943 года особое место занимала тема военного и дипломатического сотрудничества СССР со странами антигитлеровской коалиции. Английские и американские солдаты стали изображаться на плакатах как братья по оружию и друзья советских людей, а единство стран антигитлеровской коалиции подчеркиваться с помощью традиционного сюжета: три солдата, над каждым из которых развивается флаг соответствующей союзной страны, громят вражеские войска и наносят удар по фашизму.

Плакаты 1944 года ярко и эмоционально передавали радостное настроение, охватившее людей в связи с победами Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. В своих работах мастера плаката не просто воспевали героический подвиг советских воинов, но и призывали их к избавлению народов Европы от фашистского ига, к разгрому врага в его же берлоге. Тогда же у художников-плакатистов появилась и новая задача - мобилизация усилий народа на восстановление разрушенных врагом городов и сел, на возрождение заводов и фабрик, колхозов и совхозов в освобожденных от оккупантов районах.

Плакатная летопись Великой Отечественной войны завершилась серией ярких и красочных работ, прославлявших великую Победу и подвиг героев-освободителей. Одним из последних плакатов военного времени стал лист А.А. Кокорекина «Победоносной Родине - слава!», который запечатлел грандиозный праздничный салют, устроенный в Москве 9 мая 1945 года в ознаменование победы над Германией. Толпы людей на улицах, атмосфера всеобщего ликования и ночное небо над Красной площадью, расцвеченное лучами прожекторов иискрами праздничных фейерверков - таким художник изобразил на плакате первый в истории день Победы.

Героическая борьба за свободу и независимость подошла к концу. Под залпы салютующих орудий и всеобщее радостное ликование плакаты Великой Отечественной войны утратили свою актуальность и торжественно ушли в историю.

Подробнее о событии
ПОДЕЛИТЬСЯ: